Сотрудники библиотеки имени Джона Райленда Манчестерского
университета сообщили об обнародовании греческого
текста папируса, написанного
в VI веке, и повествующего о Тайной Вечере и первых христианах.
В ходе пресс-конференции, прошедшей в четверг 4 сентября, известный историк и текстолог д-р Роберта Маса сообщила об очередной
своей находке: так, во время работы в манчестерской библиотеке Джона Райлэнда,
содержащей сотни неисследованных раннехристианских рукописей, исследователь
обнаружила клочок папируса, на котором ей удалось разглядеть слова «манна»,
«евангельский хлеб». Манускрипт, поступивший в фонд библиотеки в далеком
1901-м году, датирован шестым веком.
Под самим текстом
проступила соскобленная расписка об уплате налога на зерно в египетском городе
аль-Ашмони
Исследователь зачитала и перевод молитвы, запечатленной на
древнем папирусе, и представляющей собою компиляцию из евангельского текста,
описывающего Тайную Вечерю, и нескольких псалмов: «Страх наполнит всю Землю, и
узнают народы и страны, что Христос – наш Бог; ибо Он сказал – и нашлись они,
приказал – и были сотворены они. Он положил все в подножие ног наших и
освободил нас от воли врагов наших; Он основал нам трапезу в священной пустыне,
и даровал нам манну в пищу, для того, чтобы ввести в Новый Завет: тело Господа
и кровь Христа страдали ради исцеления наших грехов».
Маса раскрыла аудитории и детали анализа найденной рукописи.
«Спектральный и другие методы исследования папируса позволили нам определить ее
как палимпсест (рукопись, написанную поверх смытого или соскобленного текста) – под самим текстом проступила соскобленная расписка об уплате
налога на зерно в египетском городе аль-Ашмони, – рассказывает д-р Роберта. –
Автор, возможно, был египтянином, вполне сносно знавшим как греческий язык, так
и евангельский текст; однако многочисленные мелкие ошибки и инверсии позволяют
нам предположить, что он не переписывал какой-то "канонический",
устоявшийся его вариант, а сам составил его или воспроизвел примерно, по
памяти».
Историк считает, что данная находка проливает свет на раннюю
историю Христианства – и, в частности, христианской миссии.
«Христианские миссионеры боролись против наследия античных
религий, и заменяли идолы прошлого текстом Писания и молитв, методично
искореняя суть языческих верований и оставляя лишь слабый отголосок ее внешних
форм. Более того, находка доказывает, что Библия не являлась тогда для простого
народа некой "книгой, пылящейся на полке" – она была жива, люди
говорили о ней и пересказывали ее друг другу» – подытожила Маса.