Сказку А. С. Пушкина «Золотой петушок» и одноименную оперу русского классика Николая Андреевича Римского-Корсакова современный режиссер Кирилл Серебренников «обыграл» на свой лад. Премьера, состоявшаяся в этом сезоне в Большом театре, вызвала недовольство православных, назвавших ее богохульной.
Действие, по задумке Серебренникова, происходит в советское время. С первого же акта лицедеи сатирически изображают казацких воинов с карикатурами на православные иконы. Царем в этой кощунственной постановке является «патриарх», размахивающий по сцене кадилом. Это, безусловно, глумление над церковными святынями и священством.
режиссер оперы "Золотой петушок" Кирилл Серебренников
Против кощунственной постановки выступил координатор Союза православных братств РПЦ Юрий Агищев по просьбе своих многочисленных верующих друзей, в том числе Французовой О. А.
Кандидат исторических наук, методист, педагог Французова Ольга Александровна выразила свое мнение о богохульной постановке «Золотой Петушок» в Большом театре. Это ее открытое письмо для СМИ: «В ряде публикации СМИ указано что верующие, выступившие против постановки, "анонимы". Хотелось бы дать ответ директору Большого театра и "режиссеру" этой постановки, позорящих нашу культуру и ложно обвиняющих православных в том, что они спектакль не видели. "Спектакль" этот смотрели, поражены низким качеством и оскорбителными выпадами в сторону РПЦ. 20 лет мы являемся постоянными зрителями театра и только в этом году увидели эту пародию. После чего обратились за поддержкой (в том числе информационной) к координатору Союза Православных Братств РПЦ – Юрию Агещеву, который озвучил наше мнение в СМИ, дав и свою оценку происходящему беззаконию. Позор!!! зрители толпами уходят с постановки, на сцене актрисы в нижнем белье, детям до 14 лет не рекомендуется постановка (как указано на билете). Это ли не порнография и пошлость??? Книга жалоб театра пестрит от возмущений. Стыдно за Большой театр, который катится в бездну!»
Агещев в свою очередь заявил, что в такой ситуации молчать нельзя: «Все эти театры в кавычках находятся на госдотации. Получается, что за наши же деньги они травят нас культ-помоями, разлагая в первую очередь государствообразующий русский народ, которого ныне нет даже в Конституции России».
Православного активиста поддержали другие общественные деятели, включая священноначалие. Протоиерей Всеволод Чаплин так высказался о кощунственной постановке Серебренникова «Золотого петушка»: «Я не видел эту театральную постановку. Но считаю, что изображение в карикатурном виде икон или иконографических образов недопустимо. Административный кодекс запрещает совершать кощунственные действия в отношении почитаемых верующими предметов. Все это – безнравственно. Я надеюсь, что руководство Большого театра внимательно посмотрит на происходящее. Считаю, что неверующие люди должны уважать чувства верующих. И наоборот. Иначе в нашей стране будет угроза гражданского конфликта».
В свою очередь музыканты-профессионалы также раскритиковали безстыдную работу Кирилла Серебренникова: «Я против того, когда “модернизируют” классику и обряжают артистов в современные костюмы. Это вчерашний день режиссуры. На западе так уже не модно ставить оперу. Все должна выражать прекрасная музыка и голоса артистов» (Зураб Соткилава, оперный певец).
«Очень часто современные драматические режиссеры, берясь за постановку классической оперы, не знают, что делать с музыкой. Они опираются на сюжет, на свои идеи и комплексы и начинают самовыражаться. Явление не новое. Но подобный авангардизм, или мейнстрим, заполонил сегодня все мировые сцены. Действие классических опер переносится то в концлагеря, то в отряды террористов, или как в “Золотом петушке” Кирилла Серебренникова – в советско-российские реалии. Зрителю внушается, что это “последнее слово” в искусстве. А на самом деле – проявление профессиональной безпомощности. Подобные переносы противоречат музыке и, в итоге, разрушают ее. Конечно, “стеб” как один из сатирических жанров имеет право на существование. Но когда только он и доминирует – это плохо. И мне понятна реакция людей, которые видят в спектаклях, подобных “Золотому петушку”, признаки глумления над традициями, на которых держится нация» (Елена Езерская, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь»).
А вот горе-богослов протодьякон Андрей Кураев со своей в очередной раз провокационной и унижающей Церковь позицией: «Я не могу судить о постановке Кирилла Серебренникова, потому что ее не видел. К Пушкину и Римскому-Корсакову у меня претензий нет. – Называя справедливые выступления православных против кощунственного глумления над святынями и священством «шумихой», Кураев продолжает: – Объяснить всю эту непонятную шумиху могу тем, что недавно, 3 мая, патриарх Кирилл призвал верующих к активному гражданскому действию. Видимо, этот призыв был воспринят. И возмущение против “Золотого петушка” в Большом театре – ответ на призыв патриарха. Мой прогноз – эти действия будут активизироваться. Православные люди будут выискивать новые поводы, на которые можно еще обидеться. Это тупиковый путь для Церкви. Нечто подобно делали католики и это ни к чему хорошему не привело». Такое ощущение, что Андрей Кураев только носит сан дьякона, уже давно подробатывая активным антиклерикалом, что называется, изнутри.
А вот здравомыслящий, раскрывающий духовную подоплеку «Золотого петушка» Серебренникова, комментарий певицы Ольги Кормухиной: «Я не смотрю телевизор и не читаю газет, поэтому ничего не слышала о скандале вокруг “Золотого петушка”. Если в спектакле, действительно, есть момент ерничества над святынями, меня это огорчает. Культура – от слова культ, от того, что более высокое, чем наша обыденная жизнь. Большой театр олицетворяет для меня благородное и возвышенное искусство. Если появляются постановки, которые оскорбляют чувства верующих, должно вмешаться Министерство культуры. У нас сейчас имеет место “наезд” на Православие. И понятно, откуда это происходит. Еще Бжезинский говорил: “Наш враг – Русская Православная церковь”. Бьют в то, что несет нашу идентичность, чтобы подрубить национальные корни, навязывают всякую дрянь. Части либеральной интеллигенции нужен новый развал в стране, потеря традиций и духовных ориентиров».