В июне сего года в Воронеже в Доме Офицеров проходила
выставка под названием «На Ивана Купала», в рамках программы фестиваля
«ОТКРЫТО!», проводимого Воронежской государственной академией искусств (ректор
академии – известный российский культурный деятель Э.В.Бояков).
О Боякове в конце 2013 года сообщало информационное
агентство «FORBES», что, «возможно, единственный сколько-нибудь известный в
стране театральный продюсер Эдуард Бояков примерно полгода назад уехал из
Москвы в Воронеж по приглашению губернатора Алексея Гордеева».
Мероприятие проходило в период с 17 по 23 июня в помещениях
бывшего воронежского Дома Офицеров, которое передано на баланс Воронежской
государственной академии искусств, и в досоветском прошлом, являлось зданием
Мариинской гимназии.
Выставка представляла из себя собрание связанных между собой
единой философской идеей так называемых «арт-объектов» или инсталляций. В
многочисленных пустующих, требующих ремонта комнатах, доступ в которые почти
никем и ничем не ограничен теперь располагались различные мини-выставки.
Экскурсоводов не было, посетители должны сделать выводы от увиденного
самостоятельно.
В грязном неубранном коридоре можно было увидеть
классическую картину советской эпохи снятую со своего места очевидно
приготовленную для утилизации, пустые массивные рамы и запылённые портреты
классиков – это со слов студента запланированный арт-объект выставки. В
остальных помещениях выставлены не ценные предметы искусства: картины или
скульптуры, а наспех смастерённые, намалёванные, сколоченные, склеенные объекты
рукодельного творчества, отражающие состояние души авторов или некую
зашифрованную идею. Полумрак, ядовито цветастая подсветка и
люминесцентно-фосфорическое свечение предаёт всему ореол таинственности. В
помещениях пахнет восточными ароматами, звучит «живая» эзотерическая музыка.
Доступ посетителей на выставку был безплатный, фото и видео
съёмка не ограничивались.
Остановимся только на ключевых арт-объектах выставки,
которые говорят о целях и задачах организаторов:
1. Арт-инсталляция художника-дизайнера Валентина Коржова
«Белый Курган». Инсталляция напоминает мавзолей Ленина, только белого цвета, в
квадратные отверстия которого вставлены черепа, украшенные символикой союзных
республик. В немногословном интервью автора, есть такое пояснение, выделенное
организаторами жирным, увеличенным шрифтом:
«Великая Отечественная война, как и стояние на Угре или
времена Ивана Грозного оставили после себя груды черепов. Это цена любой
цивилизационной стройки. Мне хотелось подумать об этом без чернухи и лубков, с
другой стороны. Так появился интерес к орнаменталистике как к кодированному
смыслу любой культуры, первому информационному пикселю, самому раннему элементу
самоидентификации. Моя экспозиция – это трагизм пассионарного момента русской
культуры и семантическая основа цивилизации». Таким образом, организаторы
предлагает посетителю переосмысление истории государства Российского, через
переосмысление ценности жертв и чувства жертвенности.
2. Выставка искажённых и обезображенных икон, в числе
которых было три различных кощунственных изображения, каждое именуемое «Тайная вечеря»,
авторы изображений: Сергей Ануфриев (холст, акрил), Денис Крючков (холст,
акрил), Кирилл Гаршин (картон, акрил), а также собрание кощунственных картинок
на антибликовых стёклах с подсветкой, напоминающих православные иконы (художник
Гермес Зайготт).
Организаторы выставки настаивают: да представленные работы
эпатажные, да провокационные, но как говорит Марат Гельман: «Всё искусство, как
правило, провокационно и это ваше дело как вы к увиденному относитесь». Следует
отметить, что, скорее всего, организаторы целенаправленно стремятся вызвать
неадекватное поведение именно православных посетителей. Погром подобной
выставки сразу же вызовет резонанс большинства средств массовой информации. В
данном случае провокация как в шахматах носит характер «вилки»: если промолчал,
прошёл спокойно мимо – значит, согласился, если возмутился – ты мракобес, ты не
толерантен, твои взгляды на «прогрессивное творчество» устарели.
И экспонаты, и название выставки «ОТКРЫТО!» носило
двусмысленный характер: «Открыто - входите!», т.е. добро пожаловать; здание
было частично недоступно – теперь в нём открыты все двери; или «мы» выступаем
«открыто» против того, что ценно и дорого для большинства – история,
нравственность, вера. Нельзя также не отметить, что 22 июня на фестивале не
было ни одного мероприятия, посвящённого дню начала Великой Отечественной
Войны.
3. Инсталляция «Трон». На фоне георгиевской ленточки был
выставлен окровавленный в нижней части трон, с шипами на сиденье, напоминающий
линию электропередач и увенчанный двуглавым чудовищем с дразнящимися кровавыми
языками, выставленный напротив скульптуры Ленина советской эпохи.
4. Повышенный интерес к воспитанию детей и детскому
творчеству. На выставке была специализированная комната экзотического детского
рисунка и свободное место для свободного творчества любого посетителя. А так же
комната с обезображенными героями традиционных русских сказок, вход в которую
стоил 250 рулей.
5. Часть экспозиции на входе в Дом Офицеров посвящена
русскому язычеству и называется «На Ивана Купала». Не пожалели организаторы и
целой комнаты для кришнаитов, которые выставили изображения связанные с мифами
о Кришне.
Все дни выставки были насыщены показами спектаклей,
выступлениями музыкантов, трансляциями мультфильмов, документального видео,
тренингами, мастер-классами и т.д. Выставка проходила при большом стечении
воронежской молодёжи.
Источник: статья на РНЛ «Кому хотят "открыть" наши души?»
фотографии выставленных кощунств - там же.